Главная » КУЛЬТУРА » Победа «Салюта 7» подтвердила: главное на «Золотом орле» — спецэффекты

Победа «Салюта 7» подтвердила: главное на «Золотом орле» — спецэффекты

Министр Мединский расставил все по местам: российское кино – лучшее в мире. И точка!

26 января в первом павильоне «Мосфильма» прошла XVI церемония вручения кинопремии «Золотой орел» по итогам 2017 года. Получилась она пресной, без огня и темпераментных речей, но финал всех взбодрил. Хотите верьте, хотите нет, но лучшим фильмом провозглашен «Салют 7» Клима Шипенко о космосе и о его «пожилых» покорителях. У нас теперь в кино молодых космонавтов к звездам не допускают, только поживших. Некоторым так хочется сыграть прославленных покорителей солнечной системы, что они готовы на все вопреки правде жизни.

Кадр из фильма «Салют-7».

Церемонию традиционно открыл министр культуры Владимир Мединский и, как водится, произнес речь во славу отечественного кинематографа: «Опять скажут, что министр, как всегда, ничего не понимает в кинематографе, но… Главный лауреат этого года — весь российский кинематограф. То кино, которое вы делаете, оно выше общемирового уровня, потому что вы его делаете сердцем и душой». Наверное, поэтому под него и производятся зачистки, сдвигаются релизы зарубежных фильмов, обваливается кинорынок в целом и насаждается родной кинопродукт, в большинстве своем такой, что хоть глаза закрывай. Но мы все равно выше и краше всех. Все это происходило на фоне фарса, развернувшегося вокруг выхода франко-британской картины «Смерть Сталина», о которой робко упомянул один лишь Гоша Куценко. Он пошутил, сказав о том, что не видел картины и теперь, скорее всего, ее и не увидит. Но шутка не прошла.

Под финал церемонии устроители «Золотого орла» приготовили сюрприз, как это уже бывало. Лучшим фильмом стал тот, на кого большинство бы и не подумало, а возможно, никогда и не голосовало. Это «Салют 7» Клима Шипенко, мимо которого проплыли все другие награды, но все равно он объявлен лучшим. Приз вручала Светлана Дружинина, как всегда энергичная и красивая. Она смело вошла в «клетку с тигром» вместе с новоиспеченным лауреатом «Золотого орла» за вклад в кинематограф Александром Калягиным. Предполагается, что академики Национальной киноакадемии под официальным предводительством 90 летнего кинорежиссера Владимира Наумова и теневым — Никиты Михалкова выбрали лучший фильм из пяти. Это «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Большой» Валерия Тодоровского и два космических конкурента — «Время первых» Дмитрия Киселева и «Салют 7» Клима Шипенко. Ну и отдали предпочтение последнему, тем самым подтвердив репутацию мастеров по спецэффектам. «Фокусы» показывали со сцены практически весь вечер, пытаясь что-то поджечь и так далее. В отношении многого из того, что происходило, вспоминались слова ушедшего театрального режиссера Петра Фоменко. Их привел со сцены Александр Олешко. Как-то Фоменко спросили, не смущает ли его слово «нафталин» в свой адрес. А он ответил: «Что вы! Вокруг так много моли». Этого добра хватало и на «Золотом орле» — запредельно отжившего, ужасающего, как исполнение Валерией песни Владимира Высоцкого. Это был уже край. Полученный присутствующими на церемонии стресс после такого «фокуса» перекрыл все другие эмоции.

«Лучшая режиссерская работа» — у отсутствовавшего Андрея Звягинцева. Он угодил в больницу после бесконечных перелетов по Америке в преддверии и после «Золотого глобуса». Продюсер Александр Роднянский получал за него награду со словами о том, что Звягинцев не делает острые фильмы, как кто-то считает. Он всматривается в человека и знает, что люди хороши от рождения. А вот о том, что происходит с ними потом, мы можем только самостоятельно рассуждать. Но это уже не из речи Роднянского. И это была единственная награда «Нелюбви». Понятное дело, Америка нам не указ со своими «Глобусами» и «Оскарами». У нас свои предпочтения.

За лучший сценарий отметили совсем уж неожиданно Анастасию Пальчикову за «Большой» Валерия Тодоровского, к которому много претензий и который напоминает «отжим» телесериала. «Вручантка» Виктория Токарева, узнав о результате, спешно покинула сцену. Возможно, у нее были свои причины. Чуть раньше она пыталась объяснить залу, почему лучшими сценаристами становятся женщины: у них больше терпения.

В номинации «Лучший неигровой фильм» из трех претендентов академики выбрали картину «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека» Олеси Фокиной о трагической судьбе их коллеги, которую повторили и его товарищи, добровольно ушедшие из жизни. Традиционно неигровая номинация представлена не широко, словно те, кто отбирает фильмы, не ведают о существовании актуальной документалистики. Жаль, что остался незамеченным «Про рок» Евгения Григорьева, с потрясающим юмором рассказывающий о судьбе отечественного рока, его основоположниках и тех, кто приходит им на смену. Олеся Фокина, получая награду, сказала о том, что Шпаликов делал кино без усилителей вкуса, как теперь говорят в кулинарной сфере. Она права. То среднее и заурядное, что пытаются нам втюхать как лучшее в мире, сплошь построено на заменителях и подменах. А некоторые из его пропагандистов как раз сидели в первых рядах у сцены. В анимационной секции, по счастью, лидировал трогательный маленький фильм «Два трамвая» Светланы Андриановой, снятый по строкам Мандельштама и конкурировавший с отечественными «мультблокбастерами».

фото: Светлана Хохрякова
Елизавета Боярская стала лучшей актрисой телесериалов на» Золотом орле»

фото: Светлана Хохрякова
Ирина Горбачева — лучшая актриса полнометражного кино.

За актерские работы отметили Ирину Горбачеву в «Аритмии» (она обошла Алису Фрейндлих и Марину Неелову) и Евгения Миронова во «Времени первых» — это в кино, а в сериалах — Елизавету Боярскую в «Анне Карениной» и отсутствовавшего по болезни Сергея Пускепалиса в «А у нас во дворе». Евгений Миронов несказанно рад тому, что начал вторую жизнь в кино, что теперь он не просто актер, но и продюсер, сам инициирует и создает кино. Он шутил по поводу отсутствия домогательств на проекте: ни у Ильина с Хабенским, ни у кого-то другого ничего такого не было. Выдающийся артист Владимир Ильин за роль авиаконструктора Сергея Королёва получил «Золотого орла» за лучшую роль второго плана, хотя она, безусловно, первого, и многое определила во «Времени первых». Алису Фрейндлих отметили тоже за «второй план» в «Карпе отмороженном» Владимира Котта. Награду получал ее внук и продюсер Никита Владимиров, очень похожий на свою знаменитую бабушку.

«Анна Каренина» Карена Шахназарова стала «Лучшим телефильмом или мини-сериалом (до 10 серий)», за что счастливый лауреат благодарил Толстого, к которому удалось прикоснуться, и молодых актеров, подтверждающих тот факт, что русская актерская школа никуда не делась. Елизавета Боярская в свою очередь благодарила Карена Шахназарова за безоговорочное единство взглядов на Каренину, за то, что поверил и доверил, а также своего театрального «отца» Льва Додина, отпустившего на год на все четыре стороны, понимая, что значит получить роль Анны Карениной. Прочитав впервые роман, Боярская предчувствовала, что когда-нибудь сыграет Анну на сцене или в кино. А теперь она поделилась особенным ощущением, когда рядом самый лучший мужчина — муж Максим Матвеев и при этом он же самый лучший партнер.

На дистанции свыше 10 серий победили «Оптимисты» Алексея Попогребского. Будучи представителем авторского кино, он признался, что огромный сериальный забег ему понравился, и если раньше он работал с двумя актерами, как это было в «Простых вещах», то теперь их было 230. Алексей не прочь повторить этот опыт. Да и для продюсеров взяться, по сути, за артхаусный сериал было смело. Один из них — Антон Златопольский — назвал этот проект наглым экспериментом. Сам он не сходил весь вечер со сцены. Культ одного федерального канала, который он представляет, столь явно прежде не проявлялся, как и культ одной личности. Константин Эрнст, должно быть, нервно курит.

После церемонии «МК» поговорил с фаворитом «Золотого орла» — режиссером фильма «Салют 7» Климом Шипенко.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*