Повлияло ли умение читать на функционирование головного мозга? Ведь умения распознавать буквы и понимать смысл текста неразрывно связаны с отделами головного мозга, интерпретирующими образы и устную речь. Мозг должен был измениться. То есть приспособиться к чтению текста путем создания нового, специально для этого приспособленного отдела мозга. Либо усложнить и усовершенствовать отделы мозга, связанные с узнаванием образом и пониманием речи.
Как известно, чтение появилось примерно 5000 лет назад. Поэтому нейрофизиологи убеждены, что за такой короткий для эволюции мозга срок в нем не могли образоваться специальные отделы, предназначенные для обработки текстовой информации. Поэтому единственно верное направление применить современные достижения науки – искать те зоны мозга, которые могли взять на себя дополнительную функцию.
Международная команда ученых из Франции, Бельгии, Португалии и Бразилии провела любопытное исследование с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии. В исследовании приняли участие как умеющие читать с детства, так и научившиеся чтению будучи взрослыми. А так же вовсе неграмотные.
Выяснилось, что на печатное слово значительно активизирует левое полушарие грамотных. А так же отделы мозга, связанные с распознаванием речи. Зато неграмотные более сильно реагировали на различные зрительные образы.
Так же обнаружилось, что не имеет значения, когда именно человек овладел грамотой: в детстве или в зрелом возрасте. Но изначально зона мозга, отвечающая за умение читать, предназначалась для распознавания зрительных образов. Именно это объясняет более сильную реакцию неграмотных на зрительные образы.