“Кулак в лайковой перчатке» пришел в движение
“Владимир Васильев – это железный кулак в лайковой перчатке. Когда ситуация требует одного, он может быть внешне очень мягким. Когда ситуация требует другого, он может демонстрировать предельную жесткость” — так осенью прошлого года один из самых близких соратников Владимира Путина описал мне недавно назначенного временного руководителя республики Дагестан. На этой неделе “железный кулак в лайковой перчатке” наконец пришел в движение.

фото: Евгений Семенов
Внезапный арест и вывоз в Москву всей верхушки республиканского правительства официально мотивируется коррупционными обвинениями. Но все сведущие люди понимают, что истинная причина произошедшего — борьба за власть, борьба за восстановление реального контроля федерального центра над политическими процессами в Дагестане.
Став в начале октября формальным руководителем республики, Владимир Васильев в начале февраля превратился в ее реального хозяина.
Если задаться целью понять смысл дагестанской политической системы, потратив на это всего три минуты своего времени, то вот, пожалуй, история, которая сможет в этом помочь.
В 2009 году федеральный центр решил поменять в Дагестане руководителя республиканской налоговой службы. Все соответствующие документы были подписаны, но приступить к своим обязанностям посланцу Москвы так и не удалось. Некие “ несознательные граждане” предъявили чиновнику “мандат” в виде огнестрельного оружия и просто вывели его на улицу из здания формально возглавляемого им учреждения.
С присланным из Москвы в Махачкалу в качестве временного исполняющего обязанности главы республики генерал-полковником Владимиром Васильевым так, естественно, никто не поступил. Показательное уважение к старшим, заслуженным людям – особенно к людям с таким высоким генеральским званием – это очень важная составная часть дагестанских нравов и обычаев.
Но при этом принимать Владимира Васильева всерьез республиканская политическая элита тоже особо не спешила. Дагестан – это территория, где до сих пор не закончился период ельцинской региональной вольницы. В республике привыкли отбивать федеральному центру положенное количество поклонов, но жить при этом предпочитали по своим правилам. Правилам, основой которых были практически узаконенное национальное квотирование: распределение должностей и бюджетных ресурсов строго между представителями различных национальных кланов.